Методические разработки

Инновационная образовательная система "Диалог": подходы, принципы, структура

 

Авторы статьи: Воюшина М.П., д.п.н., профессор кафедры ЮНЕСКО  РГПУ им. А.И. Герцена; Суворова Е.П., д.п.н., профессор кафедры ЮНЕСКО  РГПУ им. А.И. Герцена

Статья опубликована: Образование в поликультурном обществе: Сборник научных трудов. Выпуск 1. – СПб.: Астерион, 2013. – С. 17-34.

 

Актуальностьсоздания концепции инновационной   образовательной системы «Диалог» для начального и основного этапов общего образования обусловлена вызовами времени:

  • образование рассматривается как стратегический ресурс устойчивого развития России и важный фактор обеспечения национальной безопасности многонационального государства, что требует создания образовательных систем,построенных на диалоге культур, и разработкиметодики  преподавания,  учитывающей  специфику  поликультурного  общества;
  • условия жизни в постиндустриальном информационном  обществе сместили акцент школьного образования с передачи информации на обучение ее поиску, обработке, интерпретации, использованию, т.е. на превращение информации взнание,окрашенное ценностным смыслом;
  • интеграционные процессы в науке и образовании рождают необходимость овладения системным мышлением, потребность в формировании единой картины мира;
  • оциальное расслоение общества, рыночные отношения привели к повышению личной ответственности за свою судьбу, что требуетсамостоятельности, инициативности, мобильности;
  • сочетание достижений технического прогресса с коммерциализацией всех сфер жизни существенно повысило возможности среды в формировании стереотипов поведения и усилило прежде всего ее негативное влияние на ценностные ориентации подрастающего поколения; поэтому необходимвыход предметных методик преподавания на поведенческий уровень;
  • ухудшение экологической ситуации, повышение ответственности человека за последствия его воздействия на природу вызывает необходимостьэкологического воспитания, понимания взаимосвязи природных процессов;
  • принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта требует создания его адекватного методического обеспечения.

Ответить на эти вызовы времени можно, если изменить всю дидактическую триаду – цель, содержание, методы обучения, воспитания и развития. Эти изменения должны затронуть не только отдельные школьные дисциплины, но образовательную систему в целом.

 

Читать дальше

Нет комментариев

Добавить комментарий