Методические разработки

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Диалоговые технологии. Сравнительный анализ образовательных программ «Школа 2100» и «Диалог»

Автор: Г.С. Тенишева, учитель начальных классов ГБОУ лицей № 95 Калининского района Санкт-Петербурга


Доклад на Второй международной научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования ХХI века и образовательная система «Диалог»


Мое знакомство с образовательной программой «Диалог» состоялось совсем недавно. Сразу привлекло название. Диалог – это общение, понимание, возможность встретить единомышленников, совместный поиск.

Курсы повышения квалификации на базе нашего лицея позволили всему коллективу начальной школы познакомиться с концепцией, содержанием, особенностями «Диалога» непосредственно от авторов данной программы.

После окончания курсов пришло убеждение, что я готова включиться в диалог вместе с авторами, готова помогать детям познавать мир именно так: через столкновение различных идей, образов, языков наук и искусств, точек зрения.

Я работаю по программе «Школа 2100» пятый год, знаю ее достоинства и недостатки. Поэтому мне было интересно сравнить две программы и понять, что новое предлагает программа «Диалог». Для сравнения мною был выбран курс «Обучение грамоте».


читать дальше

Формирование познавательных УУД. Сравнительный анализ УМК «ШКОЛА 2100» И «ДИАЛОГ»

Автор: В.В. Быкова, учитель начальных классов ГБОУ лицей № 95 Калининского района Санкт-Петербурга


Доклад на Второй международной научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования ХХI века и образовательная система «Диалог»


В системе начального образования я работаю совсем недавно (3 года). Со своими учениками работаю по УМК «Школа 2100». Поэтому была очень заинтересована, когда появилась возможность познакомиться с УМК «Диалог».

В отличие от тех, кто уже работает по УМК «Диалог», мы с коллегами только познакомились с ним, пройдя небольшой курс. Ознакомительный курс показал, что работа по развитию и формированию УУД может строиться параллельно с нравственным воспитанием современного школьника, в соответствии с его возрастными возможностями и интересами и отвечать современным требованиям образования в младших классах.

В УМК «Диалог» четко выражен междисциплинарный характер программы начального образования. На страницах учебников по разным предметам представлена работа, связанная с междисциплинарными понятиями. Таким образом, решается важная задача: формирование у младших школьниковцелостной картины мира. Ученик постепенно понимает, что знания, полученные на одном из предметов, могут ему пригодиться для решения задач на других уроках. В каждом учебнике широко представлены проекты, позволяющие применить знания, полученные при изучении разных дисциплин.


читать дальше

Диалоговые технологии в организации урочной и внеурочной деятельности

Автор: С.П. Андреева, учитель начальных классов ГБОУ лицей №95 Калининского района Санкт-Петербурга


Доклад на Второй международной научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования ХХI века и образовательная система «Диалог»


Факультет педагогики и методики начального обучения я закончила в 1984 году. За 30 лет педагогической деятельности работала по разным УМК: «Школа России», «Гармония», «Система Занкова», «Школа 2100». В каждой программе есть много хорошего, но есть свои недостатки, слабые места, откровенные неудачи. Со многими УМК очень удобно работать и учителю, и ученикам, некоторые вызывают недоумение по поводу их целесообразности.

К методикам специалистов Педагогического университета им. А.И.Герцена всегда относилась с большим уважением. Методические разработки Щёголевой Галины Сергеевны и Воюшиной Марии Павловны всегда были задействованы в учебном процессе. На протяжении многих лет при работе с различными УМК при возможности выбора работу всегда проводила по программе М.П. Воюшиной.

Именно эти имена привлекли внимание к «Диалогу». На УМК «Диалог» возлагаю большие надежды. Уверена, что этот комплект будет способствовать совместной плодотворной работе учеников, учителей, родителей. Предварительное знакомство с программой происходило на научных семинарах, на сайтах, на курсах «Инновационная образовательная система «Диалог» в контексте реализации ФГОС начального образования».


читать дальше

ГБОУ Гимназия № 74 Выборгского района. Проект "Создание радиоспектакля"

Автор статьи: Тоболенко Т.А., учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 74 Выборгского района СПб.


Данный радиоспектакль явился итогом проектной работы учеников 2 «А» класса под руководством классного руководителя Тоболенко Т.А. и при творческом и техническом содействии звукорежиссёра И.Ю. Новикова. Вдохновил учителя на эту работу урок литературного чтения в 4 «А» классе ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, представленный в ходе семинара «Формирование регулятивных УУД в условиях междисциплинарного взаимодействия» учителем Т.А. Коротковой. Урок являлся апробацией методики, подробно описанной в методических рекомендациях к учебнику, входящему в УМК "Диалог": Воюшина М.П., Петрова С.И., Чистякова Н.Н. Литературное чтение. 4 класс. 3 часть (изд-во "Дрофа").


Читать дальше

Слушать радиоспектакль


ГБОУ НОШ №615. Проект "Разгадай мифы Древней Греции"

Проект электронной литературной игры (ЭЛИ) по теме "Мифы Древней Греции" - 12 подвигов Геракла. 

Для использования игры её надо скачать на компьютер учителя. После этого в игру можно добавлять как раунды, так и вопросы по своему усмотрению.

В игре 4 раунда.

В раунде «РАЗМИНКА» содержатся вопросы, связанные с содержанием мифов «12 подвигов Геракла».
В раунде  «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» содержатся литературные загадки, связанные с описанием богов и здесь же содержатся соответствующие картинки богов древней Греции, найденные в интернете.
В раунде «МИФЫ В ИСКУССТВЕ» находятся вопросы, связанные с произведениями искусства, созданными по подвигам Геракла, и предполагающие размышление. Здесь же содержатся картинки, отображающие подвиги Геракла и запечатлённые в различных видах искусства (живопись, архитектура, нумизматика, скульптура)
· В раунде «АТРИБУТЫ» находятся вопросы-загадки, сделанные в игровой форме. Например, нарисованные самостоятельно рисунки атрибутов, принадлежащих богам и героям. Нужно угадать, кому они принадлежат.

Электронная литературная игра "Мифы Древней Греции".

Ответы к 1 раунду (в помощь учителю).

Формирование познавательных универсальных действий у младших школьников в современных условиях

Автор статьи:  Фокина М.Г., учитель ГБОУ гимназии №209 Центрального района СПб

Статья опубликована:   http://aneks.spb.ru

 

В настоящее время в  связи с реализацией ФГОС изменились требования к школе. Перед учителями стоят задачи не только формирования предметных  знаний, умений и навыков, но и создания условий для

  •  становления  познавательной культуры школьника,
  •  развития ребёнка каксубъектапознавательной деятельности, владеющегоуниверсальными учебными действиями.

Чтобы ребёнок был готов и способен сам учиться на протяжении всей жизни, важно, чтобы он владел универсальными учебными действиями, которые характерны для любого предмета, учебного материала любого содержания.

Выделяют четыре группы универсальных учебных действий:

  •  личностные,      
  •  познавательные,     
  •  коммуникативные,       
  •  регулятивные.

Учителя начальной школы гимназии №209, работающие в режиме городской лаборатории, особое внимание уделяют формированию познавательных универсальных действий.

 

Читать дальше

Междисциплинарное взаимодействие в условиях реализации новых ФГОС

Автор статьи: Смирнова Ж.Э., учитель начальных классов ГБОУ гимназии №278 Адмиралтейского района С-Пб

Сатья опубликована:  Уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее: Сборник материалов межрегиональной  научно-практической конференции/ Под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. - СПб.: Издательство Александра Сазанова, - 2013.

 

Сегодня главной задачей образования в условиях перехода к новым федеральным образовательным стандартам является не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ученика. А основу личностного развития составляет умение учиться, умение познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Потребность познавать – важная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к междисциплинарному взаимодействию.

 

Читать дальше

Инновационная образовательная система "Диалог": подходы, принципы, структура

 

Авторы статьи: Воюшина М.П., д.п.н., профессор кафедры ЮНЕСКО  РГПУ им. А.И. Герцена; Суворова Е.П., д.п.н., профессор кафедры ЮНЕСКО  РГПУ им. А.И. Герцена

Статья опубликована: Образование в поликультурном обществе: Сборник научных трудов. Выпуск 1. – СПб.: Астерион, 2013. – С. 17-34.

 

Актуальностьсоздания концепции инновационной   образовательной системы «Диалог» для начального и основного этапов общего образования обусловлена вызовами времени:

  • образование рассматривается как стратегический ресурс устойчивого развития России и важный фактор обеспечения национальной безопасности многонационального государства, что требует создания образовательных систем,построенных на диалоге культур, и разработкиметодики  преподавания,  учитывающей  специфику  поликультурного  общества;
  • условия жизни в постиндустриальном информационном  обществе сместили акцент школьного образования с передачи информации на обучение ее поиску, обработке, интерпретации, использованию, т.е. на превращение информации взнание,окрашенное ценностным смыслом;
  • интеграционные процессы в науке и образовании рождают необходимость овладения системным мышлением, потребность в формировании единой картины мира;
  • оциальное расслоение общества, рыночные отношения привели к повышению личной ответственности за свою судьбу, что требуетсамостоятельности, инициативности, мобильности;
  • сочетание достижений технического прогресса с коммерциализацией всех сфер жизни существенно повысило возможности среды в формировании стереотипов поведения и усилило прежде всего ее негативное влияние на ценностные ориентации подрастающего поколения; поэтому необходимвыход предметных методик преподавания на поведенческий уровень;
  • ухудшение экологической ситуации, повышение ответственности человека за последствия его воздействия на природу вызывает необходимостьэкологического воспитания, понимания взаимосвязи природных процессов;
  • принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта требует создания его адекватного методического обеспечения.

Ответить на эти вызовы времени можно, если изменить всю дидактическую триаду – цель, содержание, методы обучения, воспитания и развития. Эти изменения должны затронуть не только отдельные школьные дисциплины, но образовательную систему в целом.

 

Читать дальше

Инновационный продукт ГБОУ НОШ №615 "Взаимосвязь урочной и внеурочной образовательной деятельности. Междисциплинарные проекты в начальной школе"

Авторский коллектив в составе: Смирнова Е.М., директор ГБОУ НОШ №615; Воюшина М.П.,д.п.н., профессор. научный руководитель; Петрова С.И., к.п.н., научный консультант; Малкина Н.И., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов; Бабарыкова Л.Д. учитель начальных классов; Чайковская Е.С., учитель начальных классов; Кобзун М.А., учитель изо; Ляпина Ю.А., учитель музыки.

Инновационный продукт представляет собой методическое пособие по работе над междисциплинарными проектами учащихся начальной школы в урочное и внеурочное время, направленными на формирование познавательных учебных действий.

Содержательную основу пособия составляют теоретические материалы,  результаты наблюдений и практический опыт педагогов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 615, полученные и подготовленные в ходе опытно-экспериментальной работы в 2010 – 2013 году под руководством д.п.н., профессора кафедры ЮНЕСКО Воюшиной М.П. Пособие  включает: введение, общие положения, касающиеся целей и задач организации урочной и внеурочной деятельности в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта и описание процесса  организации работы детского, педагогического и родительского коллективов в работе над различными по тематике проектами.

Инновационность данного методического  пособия связана, прежде всего, с подробным описанием эффективного педагогического опыта организации взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности на примере трех  разных вариантов проектов, отличающихся по форме конечного продукта,  количеству вовлеченных учебных дисциплин, количеству и составу участников: «Здравствуй, снеговик», «Где живет сказка?», «Человек и ветер». Все представленные проекты носят междисциплинарный характер, поскольку объединяют знания  учащихся из всех предметных областей, при этом не повторяют формулировку тем учебного материала, а требуют применения знаний в необычных условиях.

 

Видеоотчёт об инновационном продукте создан Малкиной Н.И. и Коноваловой В.А.

Презентация инновационного продукта создана учителями начальных классов Малкиной Н.И. и Коноваловой В.А.

Формирование регулятивных универсальных действий учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

Автор статьи: Некрасова Е.Ю., учитель начальных классов ГОУ гимназии №209 Центрального района С-Пб

 

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. 

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

 

Читать дальше

  • 1
  • 2